Оставить заявку
8 (909) 272-15-39
9:00 – 18:00 (пн-пт)

Психологические тесты для эффективного подбора персонала

Как оценить сильные стороны сотрудников и соискателей

Современные HR психологические тесты — отличный инструмент для определения личностных качеств, уровня мотивации и потенциала ваших сотрудников. Ниже рассмотрим самые популярные методики (DISC, MBTI, «Большая пятёрка»), которые помогают не только улучшить процесс найма, но и развивать команду внутри компании.

Тест DISC (Открытый DISC-определитель, ODAT)

DISC – четырехсекторная модель оценки поведенческих реакций людей, впервые представленная в книге американского психолога Уильяма Марстона «Эмоции нормальных людей» (1928). В современной терминологии это «Доминирование» [D], «Воздействие» [I], «Постоянство» [S], «Соответствие» [C], хотя у самого Марстона они расшифровывались по-другому. Впоследствии на основе этой модели было создано множество опросников, оценивающих доминирущий тип реакции, а также профиль личности, определяемый сочетанием показателей.

Модель и слово DISC не защищены авторским правом, поэтому все желающие придумывают свои методики, кто во что горазд. Самой авторитетной и применяемой в бизнес-кругах вроде бы считается DiSC Profile, ныне принадлежащая холдингу Willey.

Определитель Open DISC Assessment Test, ODAT разработан в рамках проекта OpenPsychometrics, основываясь на научно-статистических методах. В исследовании участвовало около 8 тысяч человек, знающих свой тип согласно любой из существующих методик. Наиболее показательные элементы, статистически выделяющиеся в ответах людей одного типа, составили короткий итоговый опросник.

Пройти тест

Определитель Юнгианского типа, OEJTS (аналог MBTI)

Типология личности Майерс-Бриггс создана на базе типологии Карла Густава Юнга в 1940-х годах двумя американками, Изабель Майерс и Кэтрин Бриггс. На её основе была разработана система психологического тестирования MBTI (Myers-Briggs Type Indicator), относящая людей к одному из 16 типов. Несмотря на недостаточное научное обоснование, система получила широкое практическое распространение и коммерческую успешность в западных странах.

Заинтересовавшийся этой темой человек найдет в интернете десятки, если не сотни онлайн-тестов, либо прямо названных «MBTI», либо как-то ссылающихся на эту типологию. Это иллюзия: настоящий тест MBTI можно пройти только платно, и только у сертифицированного специалиста (или найти руководство и посчитать вручную). В рунете под вывеской «MBTI» можно встретить, в лучшем случае, тест Кейрси, а чаще всего – чёрт знает что, неизвестно кем написанное, и неизвестно на чем основанное.

В зарубежном интернете сложилась аналогичная ситуация. Поэтому авторы проекта OpenPsychometrics задались целью создать открытый аналог MBTI, основываясь если не научно-психологическом подходе (с этим у типологии Майерс-Бриггс и в оригинале всё очень спорно), то хотя бы на научно-статистическом. О методе разработки и об объемах обработанных данных можно почитать здесь. Получившийся в результате опросник The Open Extended Jungian Type Scales (OEJTS) стал, согласно сравнительному исследованию авторов, самым точным онлайн-определителем типа Майерс-Бриггс (под точностью тут понимается совпадение полученного результата с типом, определенным официальным тестом MBTI).

Пройти тест

Пятифакторная модель «Большая пятерка» (Big Five)

Пятифакторная модель личности, также известная как «Большая пятёрка» – психологическая модель, описывающая структуру личности человека посредством пяти общих, относительно независимых черт (факторов, диспозиций):

  • E: Extraversion (Экстраверсия);
  • A: Agreeableness (Доброжелательность, уступчивость, дружелюбие);
  • C: Conscientiousness (Добросовестность, сознательность, самоконтроль);
  • N: Neuroticism / Negative Emotionality / Emotional Stability (Нейротизм, эмоциональная (не)устойчивость);
  • O: Openness to Experience / Open-Mindedness (Открытость опыту, интеллект, воображение).

В настоящее время пятифакторная модель личности является наиболее широко используемой в научных и прикладных психологических исследованиях англоязычных стран.

Многие из широко используемых психологических инструментов, работающих с моделью «большой пятерки», являются коммерческими и отстутствуют в свободном доступе. Долгое время практически единственным доступным для прохождения русскоязычным тестом была адаптация А. Б. Хромова японской адаптации 5PFQ. Современная ситуация намного лучше.

Пройти тест